Фотограф – творец, который запечатляет самые невероятные моменты жизни и дает нам шанс проживать их снова и снова. Это не просто профессия, и даже не призвание. Это – состояние души!
Виктория Кулиш – одна из лучших фотографов Украины – рассказала о фотографии в стиле «фешн», о плюсах и минусах популярной сегодня профессии, о секретах работы с моделью и о том, как стать профессионалом своего дела.
Виктория, Вы популярный фешн-фотограф не только в Киеве. Расскажите о нюансах работы с моделями в такого рода съемках?
Я не люблю выставлять модель в каждую позу. Это наигранно. Всегда прошу модель начать позировать, чтобы посмотреть, что она умеет. Иногда девочке не нужна никакая помощь. Она сама отлично подбирает позы и мне главное не мешать, а только подсказывать, где нельзя выставлять локоть или другие нюансы. Об этом мы, кстати, поговорим в следующий раз. Но зачастую девушки не хотят сами что-то делать. Тогда приходится их уговаривать начать двигаться и показывать им позы. Но ни в коем случае не выкладывать каждый пальчик. Я показываю позу, смотрю на сколько комфортно в ней модели, потом мы ее корректируем и вуаля – модель сама все сделала. А вообще к концу съемки модели, с которыми я работаю, знают правила того, что можно и что нельзя делать в кадре, и главное – почему.
У каждой профессии есть плюсы и минусы. Какие они у профессионального фотографа?
По поводу плюсов, наверное, как в любой работе, если ты любишь ее – это плюс :)
Минусы скорее в нашей стране и людях, которые не понимают за что они отвечают в процессе работы. Например, визажисты и парикмахеры, избалованные обработкой, зачастую делают работу «тяп-ляп». Перед съемкой говорят: «Да у нее кожа такая», «Да у нее глаза разные», – и подобные отмазки. Соответственно все исправления ложатся на плечи фотографа (постобработчика): исправить прическу, уложить волосы, расчесать, подправить брови и макияж, выровнять контур губ… Поэтому я очень тщательно подбираю команду стилистов, приглашаю к сотрудничеству новеньких, но качество работы настолько упало, что работать практически не с кем. Визажисты почему-то считают, что если один раз налажали, то ничего страшного. Но этот раз – это 20 обработанных фотографий с исправлениями их непрофессионального макияжа на каждой. Я даже прошла курсы визажа Наталии Найды, брала частные уроки, приобрела проф. косметику… Теперь я точно знаю – любого человека можно сделать красивым или наоборот (если это нужно).
Как должны себя вести фотограф и модель во время рабочего процесса?
Конечно же, прислушиваться друг к другу. Часто модель, не видя себя со стороны, считает, что она выглядит круто в конкретной позе, но зачастую это не так. В таком случае задача фотографа – помочь найти эту правильную позу.
Также часто слышу от модели: «Вот стояло бы зеркало передо мной, тогда бы я…» Но что «тогда бы я…» – не понятно. Во-первых, тогда бы фотограф закрывал зеркало, так как оно стоит напротив. Во-вторых, то что Вы видите в зеркале не отображает того, что видит камера, потому что есть разные объективы, разные ракурсы и т.д. Главное – расслабиться и пробовать. Съемка, проведенная в напряжении и мыслях «что же делать?», приводит к печальному результату… Расслабленность и общение с фотографом в процессе съемки всегда награждаются прекрасными позами и кадрами, и что самое важное – классной эмоцией. Я сто раз повторяю на съемке, что я могу и убрать лишние килограммы, и исправить фигуру, и почистить фон, и даже изменить цвет платья, но эмоцию, испуганный взгляд, странное выражение лица я не исправлю никогда. Поэтому расслабленность лица (не путать с пофигизмом) – самое важное, чего нужно добиться от модели.
Для настоящего профессионала такое явление редкость, но все же: как вы относитесь к критике в свой адрес?
Критика. На самом деле люди перестали критиковать друг друга в сфере фотографии. Все давно поняли, что есть множество граней, разные объективы и т.д. Когда я слышу критику модели о фото для предыдущего портфолио, прошу показать работы, чтоб понять ошибки. Бывает – да, работы ужасны и непонятно, зачем она изначально выбирала фотографа с таким уровнем работ. А бывает – работы не плохие, но что-то модели не понравилось в поведении фотографа и фото автоматически стали для нее плохими. Я уверена, что кто-то так же, говоря мне в глаза, что фотографии супер, идет и рассказывает, что их что-то не устроило. Дело вкуса. Ведь выбирая фотографа, модель выбирает прежде всего его стиль съемки и обработки, и ждать чего-то другого тут не стоит.
Я лично сама себя критикую. Наверное, есть лишь пара фотографий, где мне не за что себя критиковать. И то! Всегда можно лучше! Каждый – сам себе критик. Каждый профессионал сам видит над чем нужно работать. Поэтому чужая критика сейчас, наверное, не играет большой роли из-за непонимания этими «критиками» что хорошо что плохо. Часто слышу вопрос: «А почему на мой айфон фото получилось красивее, чем на твой фотик?» Ну тут и так понятно – айфон работает с тем светом, который светит постоянно – будь то свет из окна или комнатный. В студии фотограф работает со вспышкой, а это совсем другой свет. На камере вы видите исходник, к которому нужно приложить немало усилий в фотошопе, чтоб картинка заиграла. Именно это и дает возможность каждому фотографу сделать картинку в своем стиле. А айфон сразу вытягивает вам ножки, сразу накладывает сто шаров фильтров. И то! Вспомните, сколько попыток вы делаете, чтобы сделать одно селфи :)
Какой снимок для вас качественный?
На самом деле, я разделяю понятия «качественный снимок» и «снимок, который нравится мне». Ко мне приходят за определенным стилем, зная мои работы. Нравиться же мне может абсолютно другой свет, другие позы, которые не особо воспринимаются конкретным заказчиком и не всегда можно передать даже в творческой съемке, так как даже на ТФП съемках модели часто ленятся, не хотят проработать идею до конца, не приносят оговоренные вещи и концепция ломается…
Каждый раз после сдачи материала заказчику я жду ответ. Если человек в восторге, ты слышишь, что ему все нравится, или есть пару поправочек, которые я быстро устраняю, что для меня тоже важно (кто-то хочет еще тоньше талию, пышнее губы и тд) – это и значит «качественный снимок».
Где вы больше любите снимать – в студии или все же за её пределами?
Я не очень люблю студийные съемки. Ведь это одно кресло, которое ты снял уже раз сто со всех сторон, это одна кровать, на которой у тебя лежали уже и вдоль и поперек… Снимать клонов – это скучно. Поэтому я всегда за новое место: будь то номер в отеле, квартира, природа. Тем более оборудование позволяет все снять с проф. светом даже там. Последнее время часто езжу снимать заграницу, так как в Киеве уже тесновато.
О какой съемке Вы мечтаете? Все задумки удается воплотить в жизнь?
Я мечтаю, чтобы в Украине наладился фотобизнес, чтобы все было подготовлено, чтобы вкладывали деньги в компейны и локации. Часто тебе обещают мега съемку, ты готовишь идеи, позы для моделей, приходишь на площадку, а там – «пшик». Стилисты принесли пару черных вещей, локация – это аж фон, ну обломались они строить что-то побольше и все-все твои идеи уходят на дно Тихого океана. И даже в портфолио такие съемки выложить не охота. Поэтому пока ты отвечаешь за съемку один – очень сложно сделать круто. Поэтому и мечтаю, чтобы каждая коммерческая съемка была лучше, чем творческая по подготовке.
А задумки, они есть – и я обязательно покажу их после реализации…
Есть ли у Вас любимые места для съемок?
Да. Любимые места – это новые места. Если я вижу новую локацию, я знаю что с ней делать (улыбается).
Чем увлекаетесь помимо фотографии?
Фотография – это моя работа, но и мое хобби. Я не могу поехать в новую страну и не взять с собой камеру. Если рядом нет модели, у меня ломка. Именно поэтому я часто ищу моделей для творческих съемок за границей. Там я получаю нереальный кайф.
Еще недавно увлекалась макияжем, было очень круто сделать бьюти мейк и снять, но снова же, это относится к фотографии.
Очень люблю прогулки на велосипеде, а еще хочу научиться играть на гитаре :)
Какое напутствие Вы можете дать начинающим фотографам?
Начинающим фотографам особо не нужны напутствия. Сейчас все намного проще, чем когда я начинала. Есть миллион видео о том, как снимать, как обрабатывать и очень много фотографов, создающих конкуренцию. Если нет таланта и не внести чего-то нового – будет сложно. Но если ты активен, постоянно двигаешься вперед – достаточно просто стать известным в течение пары месяцев, благодаря Инстаграму. Трудно скорее стареньким успевать за новенькими :)
Мой совет: снимать. Снимать много и по-разному. Единственная причина, по которой новички ничего не добиваются, это то, что они готовы снимать все бесплатно (имею в виду коммерцию, а не творческие съемки). Это не правильно, т.к. на ваше место завтра приходят еще более новенькие. Вы вроде выросли и хотите уже денег за работу, а Вам их не платят, т.к. есть те, кто снова делает эту работу бесплатно и так по кругу. Берите деньги за работу. Берите небольшую плату. Снимите пару вещей стилисту, а не лук-бук бесплатно. Запомните: на Ваших работах все остальные зарабатывают! Цените свое время и думайте наперед…
Facebook:Viktoriia Kulish